Шрифт:
Цвет: CCC
Размер:
> > Виртуальная акция "История в лицах"

Виртуальная акция "История в лицах"

Ивановская областная специальная библиотека для слепых предлагает вашему вниманию первый сюжет Виртуальной акции "История в лицах" в рамках Виртуального проекта «Сороковые, роковые…», посвящённого 75 -летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

На страницах проекта вы можете познакомиться с жизненными историями наших читателей и их родных, участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла и поколения «Дети войны».     

Герои первой истории - Моткина Ольга Алексеевна, инвалид 1 группы по зрению и её отец Сорокин Алексей Артемьевич, не вернувшийся с войны.

Моткина Ольга Алексеевна рассказала:

«Мне не было ещё и пяти лет, когда началась война. В моей детской памяти сохранились лишь некоторые яркие картины того времени, что-то мне известно со слов мамы.

Моя девичья фамилия – Сорокина. Я родилась в Татарии, в селе Большое Тябердино Кайбицкого района в крестьянской семье. Мама Мария Борисовна и папа Алексей Артемьевич работали в колхозе. С нами жила бабушка (папина мама) Пелагея Михайловна. На момент начала войны моей младшей сестре Ане было 3 года, а брату Толику не исполнилось ещё и года.

В нашем селе не было ни электричества, ни радио, поэтому том, что началась война, жители села узнали из районной газеты «Наш путь».

Первое моё воспоминание относится к прощанию с папой. Спустя годы, уже после войны, я спрашивала маму, действительно ли оно произошло так, как мне запомнилось, и мама подтвердила. Была ночь. Мы, дети, спали. Меня разбудили мужские голоса. Сестра Аня и маленький братик не проснулись. Мама и бабушка плакали. Я поняла, что папа уезжает на фронт и не хотела, чтобы он подходил ко мне - боялась расплакаться. Он подошел к моей постели, уже в пальто и зимней шапке, поднял меня, поставил перед собой. От его образа у меня в памяти остались лишь его глаза – очень тёмные. Тогда я ещё видела (ослепла в 6 лет после перенесённой кори, возможно, потому и не представляю папину внешность, так как и семейные фотографии мне были уже не доступны). Я всё-таки заплакала, папа сказал: «Не плачь! Я вернусь!» и положил меня обратно в постель.

Уже со слов мамы знаю, что на следующий день я ходила за ней по пятам; она за водой на колодец, и я с ней. Письма от папы с фронта приходили регулярно (он был пулемётчиком), но я не помню, о чём он писал, хотя мама и читала их вслух. Опять же со слов мамы знаю, что в письмах были и папины фотографии папы, на одной из них на его гимнастёрке - медаль «За отвагу». Мама рассказывала, что в районной газете «Наш путь» было написано о нашем папе, как о герое, и была фотография с медалью.

Мы стали привыкать жить без папы. Мама и бабушка часто плакали, работа в колхозе, заботы о нас, малолетних детях, и домашнем хозяйстве не позволяли им долго печалиться. Питались мы скромно, всю войну с нами была кормилица корова, которую мама очень берегла. Выручала и рыба, которая в изобилии водилась в находившейся рядом с нашим селом реке Кубне, притоке Свияги.

А папа же не сдержал обещание, данное мне, своей пятилетней дочке - он не вернулся. К сожалению, не сохранился семейный архив, в том числе и фотографии, и газета с заметкой о папе, нет и похоронки - папа был убит в боях при освобождении Смоленской области в 1943 году.

Вторая чёткая картина в моей памяти связана с окончанием войны. Мне уже почти 9 лет. Радио у нас в селе так и не появилось, поэтому об окончании войны мы узнали не сразу, лишь через несколько дней.

Помню, было пасмурное майское утро. Мама вернулась с митинга, разбудила меня (в семье меня, уже полностью ослепшую, очень жалели, оберегали от всех домашних работ) и сказала: «Оля, вставай, война окончилась, а папа не придёт» и заплакала.

До 14 лет я жила с родными, потом училась в Свияжской специальной школе-интернате для слепых детей. С 1957 года живу в городе Иванове, трудилась на учебно-производственном предприятии ВОС, занималась в художественной самодеятельности. Мой трудовой стаж - 38 лет. Мой муж, тоже инвалид по зрению, скончался несколько лет тому назад, у нас взрослые дочь и сын, есть внук.

Мне уже 83 года, но я активный читатель областной библиотеки для слепых, стараюсь посещать все мероприятия и библиотеки и местной организации ВОС.

Думаю, что мой погибший на фронте в 36-летнем возрасте папа, героически защищавший от врага нашу страну и нас, был бы рад узнать, что жизнь его детей сложилось счастливо».

Фотогалерея
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении