Шрифт:
Цвет: CCC
Размер:
> > Виртуальная акция "История в лицах": "Горевать да тужить времени не было"

Виртуальная акция "История в лицах": "Горевать да тужить времени не было"

Детские и юношеские годы Иреевой Нины Александровны, мамы сотрудника нашей библиотеки, заведующей Шуйским филиалом № 2 Татьяны Виноградовой, пришлись на военное время.

Нина Александровна скончалась в 2019 году на 92-ом году жизни, окружённая заботой своей большой семьи, в которой хранится удивительная книга воспоминаний жителей Шуйского района-детей войны.

Сборник «Я жил в эту пору, жил в это время» был издан в 2019 году Администрацией Шуйского муниципального района и Муниципальным автономным учреждением культуры «Межпоселенческое библиотечное объединение Шуйского муниципального района» к 90-летию Шуйского района и к 75-летию Великой Победы (составитель С. А. Жемулин под общей редакцией Г.А. Суриной).

Воспоминания Нины Александровны под названием «Горевать да тужить времени не было!» - не только её личная история с болью, утратами и маленькими радостями, но и история целого поколения, и благодаря которому пришла долгожданная победа в чудовищно жестокой войне.

Уважаемый читатель! Пройди вместе с автором этих воспоминаний её жизненной дорогой в четыре военных года.

«Горевать да тужить времени не было!

Я родилась 28 октября 1928 года в маленькой дерев­не Осинки Меленковского района Владимирской области. Родители работали в колхозе, но жили бедно. Вскоре, по­сле рождения третьего ребёнка, умерла мама. Мне было тогда всего четыре года. Отцу было очень тяжело с детьми: младшая сестрёнка — совсем кроха. Не удивительно, что в дом пришли мачеха и сводный брат. Новая избранница отца была женщина хозяйственная, работящая, нас — си­рот — не обижала, но материнскую любовь отдавала толь­ко своему сыну. У каждого ребёнка в семье были свои обязанности: мальчишки помогали в огороде, занимались скотиной, а я нянчилась с сестрёнкой. Горевать да тужить времени не было, но материнской ласки или хотя бы её до­брого взгляда, ох, как не хватало.

Когда исполнилось семь лет, пошла, как и все свер­стники, в школу. Была тогда очень маленькой, худенькой, часто болела, поэтому школа давалась тяжело, но с помо­щью старших братьев окончила четыре класса. В тот год семья решила переехать в большое село Закопье, что нахо­дится рядом с Гусь-Хрустальным. Это была большая же­лезнодорожная станция, с которой составами увозили лес. Отец и старший брат стали работать на лесозаготовках. В начале 1941-го в семье появляется ещё один ребёнок.

Началась война. Отца, так как он был инвалидом по зрению, призвали на трудовой фронт. Он рыл окопы под Москвой, а по возвращении опять работал на лесозаготов­ках. Мачеха же решила перевезти семью снова в деревню. И это было единственно правильным решением: в деревне прокормиться хоть и очень тяжело, но всё же возможно. Оставив маленьких детей на соседей, взяв меня как стар­шую с собой, она пошла пешком, чтобы отвести корову. 11од осенним проливным дождём шли двое суток...

Пережить первую военную зиму было очень трудно — ведь запасов никаких не было, даже дров. Помогли соседи. Мачеха и старшие дети работали в колхозе, а вечерами хо­дили в лес за дровами. Постоянное чувство голода, холода, отсутствие одежды — это запомнилось на всю жизнь.

И также всю свою жизнь я с благодарностью вспоми­наю бабушку-соседку, которая приносила в наш дом тарел­ку пустых щей, зачастую недоедая сама. А мачеха добав­ляла побольше пустого кипятка, чтобы на всех хватило. Мороженая картошка, первая трава весной были настоя­щим «лакомством». Но никто не сетовал, ведь так жила вся страна.

Бои шли далеко от Владимирщины, бомбёжек не бы­ло, и мы работали. Много, тяжело, с раннего утра до позд­него вечера и там, куда направят. Я прошла в те суровые годы и колхозные будни, и лесозаготовки, и разработку торфяных болот. В лесу, на заготовке дров, погиб старший брат. Какое же это было горе! Ведь любимый братишка был моим главным защитником. Единственной радостью оста­вались письма от отца. Приходили они нечасто, но были добрыми и такими необходимыми. Эти письма, как книгу, я перечитывала ещё долгие годы.

Но вот наступила цветущая весна сорок пятого. Через нашу деревню в райцентр шёл демобилизованный ране­ный солдат и сказал, что кончилась война. Никто не мог поверить в это долгожданное счастье: радио не было, о те­леграфе и не слышали тогда в сельской глубинке. Послали мальчишку в район. Когда он вернулся с радостной вестью, председатель решил устроить праздник. Меня да ещё трёх подруг послали в город Касимов за разливным спиртом. А это больше сорока километров! Шли день туда, день — обратно. Каждая из подруг несла по пятнадцать литров в четвертях. Обессиленные от бездорожья, голодные, мы вернулись в деревню.

А на следующий день в колхозе был праздник. Впервые за много лет на лицах людей появились улыбки. И пусть они были через слёзы и боль, чувство горечи от по­терь родных и близких, но согревала всех радость Великой Победы и надежда, что всё теперь в нашей жизни будет хорошо!».

Фотогалерея
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении