Шрифт:
Цвет: CCC
Размер:
> > Виртуальный проект "Луи Брайлю - благодарные слепые"

Виртуальный проект "Луи Брайлю - благодарные слепые"

Виртуальный проект "Луи Брайлю - благодарные слепые"  приглашает к участию инвалидов по зрению, владеющих  и пользующихся системой Брайля, чтобы рассказать о том, как эта уникальная система грамотности важна в вашей жизни и поделиться своими размышлениями о её настоящем и будущем в современном мире компьютерных технологий.
Надеемся,что все карантинные мероприятия, связанные с новым коронавирусом, в ближайшее время закончатся, и можно будет знакомиться с работами брайлистов, проживающих в районах Ивановской области.
Пока же, предлагаем вашему вниманию работы брайлистов - читателей библиотеки, представленные для дискуссионной площадки "Волшебный точечный мир: прошлое и будущее". 

Единственный в Ивановской области незрячий профессор Белоголовцев Сергей Дмитриевич приглашает вас в свой брайлевски мир.

 "Рельефно-точечная система Брайля преобразует мою жизнь".
9 августа 1950 года в результате неосторожного обращения с охотничьем ружьем я полностью лишился зрения. Тогда мне было всего лишь 10 лет и за плечами три класса начальной школы в сельской местности. Вокруг я только и слышал сердобольные голоса. Некоторые односельчане предрекали мне нищенскую жизнь. Да я и сам не раз видел ослепших фронтовиков, собирающих милостыню. Но трагедия еще осложнялась тем, что мои родители с раннего детства были глухонемыми. Они общались между собой лишь с помощью жестов. Каким-то чудом я рано научился говорить с другими детьми, но и «язык» родителей знал в совершенстве. Теперь же в нашем общении возник непреодолимый барьер: я их не мог видеть, а они не могли меня слышать. Такая ситуация с годами могла привести к полной деградации моей личности.

Совершенно случайно мои родители узнали, что в Саратове существует школа-интернат для слепых детей, основанная еще в 1893 году. В послевоенные годы она была переполнена, но моим родственникам удалось меня устроить в это учебное заведение. По-видимому, директор школы принял во внимание уникальную ситуацию в нашей семье. Вот здесь я впервые познакомился с великим изобретением Луи Брайля. Детские пальцы легко воспринимали все комбинации из шести точек, обозначающих буквы русского алфавита, знаки препинания и цифры. Через несколько месяцев упорного труда я научился читать пальцами и писать рельефно-точечным шрифтом в специальном приборе.

В это время были уже изданы по системе брайля все учебники для средней школы. В библиотеке можно было получить основные произведения классиков отечественной и мировой литературы. Теперь не оставалось времени для уныния и скуки. Брайлевская книга приоткрыла окно в прекрасный мир науки и искусства. Жажду чтения не мог остановить даже строгий запрет ночных воспитателей. Они не подозревали, что незрячий мальчик иногда без света читает под одеялом.

Мой глухонемой отец еще в детстве научился читать и писать. Этой премудрости его обучили старшие братья. Теперь его заинтересовало и рельефно-точечная система Брайля. Я подарил ему прибор и грифель, написал все буквы азбуки, каждую из них подписал карандашом в соответствующей клетке. Теперь я регулярно получал письма от своих родителей. Из них можно было узнавать все новости в их сельской жизни. В свою очередь и я мог порадовать их своими успехами в школе. Система Брайля сломала преграду в нашем общении. Мы, как и раньше, стали хорошо понимать друг друга и на всю жизнь остались самыми близкими людьми.

Значительную часть времени школьной жизни я уделял музыке: изучал брайлевскую запись нот, стал посещать кружки игры на баяне и пианино. Упорный труд давал свои плоды: часто выступал в школьных концертах и участвовал в различных мероприятиях в кругу друзей и знакомых.

Оказалось, что и шахматы доступны незрячим. В библиотеке мне выдали книгу знаменитого мастера Левенфиша «Шахматы для начинающих», изданную по системе Брайля. В ней доступно излагались правила, тактика и стратегия шахматной игры. Опыт приходил в ежедневных играх с друзьями. Через год я уже занимал призовые места в школьных, а затем и городских соревнованиях. Меня очень увлекала шахматная композиция. Восторг от остроумных построений в шахматных задачах и этюдах сравним с теми эмоциями, которые испытывает зрячий человек на выставке шедевров живописи. В 1958 году мне удалось занять первое место в международном конкурсе решения шахматных задач и этюдов, который был организован Украинским журналом «Труд слепых».

В 1959 году я закончил Саратовскую школу с золотой медалью и поступил на механико-математический факультет Московского государственного университета. При этом пришлось сдавать пять экзаменов. Задания по математике мне продиктовали экзаменаторы. Я записал их в течении десяти минут по системе Брайля, обдумал решения за четыре часа, продиктовал свою работу, которую в общем потоке под шифром отправили на проверку. В итоге я набрал даже лишние баллы и прошел по конкурсу.

Учеба на мехмате давалась нелегко. В то время не было ни одного учебника по высшей математике, написанного рельефно-точечным шрифтом. Много приходилось переписывать по Брайлю под диктовку товарищей. После четвертого курса я подружился со зрячей девушкой, которая вскоре стала моей женой. Многие трудности остались позади. Она мне могла прочитать вслух любой математический текст, переписать мои исследования в плоскопечатном варианте.

В 1964 году по окончании МГУ меня направили на работу в Ивановский текстильный институт. Мне поручили читать лекции и вести практические занятия по высшей математике. Я подготовил конспект лекции, подобрал по всем темам большое количество задач и примеров. Все эти материалы были переписаны по системе Брайля, и в каждую минуту они были у меня под рукой. Ответы студентов я помечал грифелем в брайлевском журнале. Со стороны студентов и администрации ко мне не было никаких претензий. Я успешно продвигался по служебной лестнице.

Однако мне не хотелось ограничиваться лишь педагогической работой. Я много размышлял над некоторыми проблемами теории вероятностей и ее приложений, под диктовку жены переписал на эту тему сотни научных статей. Большую помощь мне оказали уже издаваемые в это время брайлевские учебники по математике с унифицированной системой обозначений символов. Результаты моих исследований по теории оптимального управления запасами регулярно публиковались на страницах академических журналов. В 1971 году на заседании ученого совета МГУ я защитил кандидатскую диссертацию. Теперь меня стали приглашать к исследовательской работе в технологии текстильного производства. Я решал различные задачи по оптимизации процессов, записывал результаты расчетов по Брайлю, а затем диктовал их коллегам по работе. На эту тему было опубликовано более восьмидесяти научных трудов. В 1994 году мне было присвоено ученое звание профессора. Великое изобретение Луи Брайля позволяет мне успешно трудиться по сей день. Теперь многие проблемы снимает компьютер с речевым и брайлевским выводом.

Я очень рад, что в настоящее время издается по Брайлю достаточно много художественной литературы и различных журналов. Областная библиотека доставляет эти книги домой каждый месяц. Теперь мои коллеги по работе узнают от меня о самых интересных произведениях современной литературы. Такие беседы сближают нас, и я себя чувствую полноценным человеком. 

Этим счастьем я обязан французскому изобретателю Луи Брайлю. Он открыл мне глаза на наш прекрасный мир.



Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении